8 класс



Акинчицы. Молодая рябинка прислонилась к изгороди. Старый колодец. Гнездо аиста. Дом М. Мицкевича. Здесь родился мальчик Кастусь, вошедший в классическую белорусскую литературу под именем Якуба Коласа.
Много раз доводилось мне бывать на этой усадьбе. Но всегда с волнением осматривал я и хату, и старинные вещи в ней, и окрестности.
Отсюда начиналась славная дорога в жизнь песняра белорусского народа. Здесь он впервые услышал напевный шум вековых сосен, стук дождевых капель по оконному стеклу поздней осенью, посвист белой метели.
Колас—сын лесника. Лес окружал деревушку со всех сторон. Любознательный мальчик  слушал пение птиц, шёпот деревьев, шорохи трав, собирал темноголовые боровики, землянику, любовался пейзажем.

Здесь он вобрал в сердце красу белорусской земли.


Грамматическое задание
1. Найти в тексте односоставные предложения. Указать их вид.
2. Графически объяснить постановку тире.
3. Выписать словосочетания из предложений (2, 7) и разобрать их.
4. Графически обозначить причастные и деепричастные обороты.

5. Преобразовать 14-е предложение. Использовать различные синтаксические конструкции.


* * *

Диктант 2


Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой, постоянно сверкая крыльями на солнце, перелетали с берега на берег стрекозы, а в вышине неподвижно парили ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.
Сосновые сухие леса по берегам перемешались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Отдельные корабельные сосны повалил ветер, и они лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты.
 Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком  тлеющего смолья в ещё не погасшем костре. В воздухе была полная и совершенная чистота, придававшая резкость всему окружающему.
Грамматическое задание (Пронумеруйте все предложения в тексте).
1 уровень   1в. Озаглавить текст.  Определить стиль текста
                      2в. Озаглавить текст.  Определить тип речи
2 уровень   1в Выписать из первого абзаца одно  причастие и разобрать по составу.
                     2в. Выписать из первого абзаца одно деепричастие и разобрать по составу.
3 уровень  1в. Из второго предложения выписать словосочетание наречие + деепричастие и разобрать .
                    2 в. Из второго предложения выписать словосочетание деепричастие + существительное и разобрать .
4 уровень  1в. В первом абзаце найти предложение с обособленным обстоятельством, графически объяснить причины обособления.
                    2 в. В третьем   абзаце найти предложение с обособленным определением и графически объяснить причины обособления.
5  уровень  1в. Преобразовать первое предложение в предложение, осложнённое однородными членами.

                     2в. Преобразовать первое предложение в предложение, осложнённое обособленными определениями.

* * *



Диктант 3. Волшебные тени

Не раз мне приходилось бывать ночью в зимнем лесу. Полное бездорожье. Ни единой лыжни, ни единого звука. Однако в зимнем лесу, хоть и в замедленном ритме, жизнь продолжается.
Январские морозы крепкие. Лесная тишина безголосая, и даже немного страшновато, когда остановишься.
Лыжи, как быстрые ноги, звенят и зовут: «Скорее вперёд!»
Луна серебряным серпом жнёт вершины хвойного бора, а затем, словно устав, поднимается выше, осветив каждый сучок холодным серебристым светом.
На небольшой полянке Боровлянского леса снег пушист. На нём отчётливо видны голубоватые тени деревьев.  Они движутся то в одну, то в другую сторону.
Обвожу на снегу силуэт одного дерева, другого.  И так по всей поляне.
Утром на белом холсте не было ни отблеска луны, ни теней, а лежали одни рисунки. Это остались на снегу холодные сказки ночного леса.
Грамматическое задание
1. Найти односоставные предложения, указать их вид.
2. Синтаксический разбор первого и последнего предложения.

3. Выбрать одну из подтем (абзац) и раскрыть её. Использовать односоставные предложения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий